Главная Все о шидухе

Священный брак

Первыми коhэнами (священниками) были Аарон (старший брат Моше) и четверо его сыновей. Они и все их будущие потомки были выбраны Б-гом для того, чтобы совершать служения в Храме в качестве представителей всего еврейского народа. В силу священного статуса человека, призванного служить Б-гу в Храме, коhэну запрещен контакт с мертвым телом, он должен быть лишен определенных физических изъянов, он может жениться не на любой женщине, а лишь на отвечающей определенным требованиям и т.д. Может быть, вы слышали историю об одном человеке, пришедшем к раввину и умолявшем того сделать его коhэном. Он просто обязан стать частью колена первосвященников и за эту честь он готов заплатить раввину любые деньги. Раввин терпеливо объяснял, что ни он, ни кто-либо другой не может сделать этого человека коhэном. Такие вещи просто вне пределов его раввинских полномочий. Человек был в отчаянии. Он предлагал раввину сделать огромное пожертвование, если тот сделает ему это одно маленькое одолжение. Раввин был несколько раздражен, но и заинтригован и поэтому спросил, почему для этого человека так важно стать коhэном. Парень ответил: "Рабби, мой отец был коhэном, мой дедушка был коhэном, я просто обязан стать коhэном!" Конечно, смешно слушать о коhэне по праву рождения, пытающемся купить билет в свою собственную семью, но быть коhэном – это вовсе не шуточное дело. Мне самому довелось стать свидетелем нескольких человеческих трагедий, возникших из-за отсутствия знаний о роли коhэна и правил, необходимых к соблюдению членами колена священников. В то время как соблюдение ограничений посещения кладбища – это очень важная мицва (заповедь) для мужчины-коhэна, несоблюдение их – это только проблема отношений между ним и Б-гом. Это не касается больше никого, по крайней мере непосредственно. Однако когда дело касается женитьбы, всегда есть еще кто-то, кто вовлечен в эти отношения, и в результате может сильно пострадать. Некоторых трагедий нельзя избежать. Когда, не дай Б-г, происходит теракт, порой невозможно избежать ущерба. Болезни тоже нормальный человек не выбирает по своей воле. Но самая ужасная трагедия – это та, которой можно было избежать. И когда незнание наших традиций ведет к человеческим страданиям и душевной боли, то знакомство с этими традициями могло бы предотвратить саму возможность возникновения этой трагедии. Представьте себе такую картину. Молодой человек объявляет о своей помолвке и приходит в синагогу, чтобы договориться о проведении свадьбы. Раввин выясняет, что он коhэн, а его невеста – разведенная, или прошедшая гиюр, или была замужем за неевреем или что ее отец нееврей. Очень деликатно он сообщает молодой паре о том, что может возникнуть галахическая проблема для освящения их брака "по закону Моше и Израиля". В главе Торы "Эмор" нам сообщаются основные законы, о том, на ком коhэны могут жениться, а на ком не могут. Если он действительно коhэн, а она принадлежит к одной из вышеперечисленных категорий, то возникает проблема. Мой вопрос в том, почему за два или три года их отношений данный вопрос ни разу не всплывал? Ответ прост – из-за невежества. Никто никогда не говорил им, что существует такая проблема. И кто виноват? О, конечно же, раввин! Его обвиняют в религиозном фундаментализме, нетерпимости, равнодушии, строгости и негибкости. Позвольте заверить вас, что мои коллеги и я всегда рады быть любезными и уступчивыми. Но тем не менее бывают ситуации, когда еврейский закон и традиция, которые для нас священны и неизменны, могут показаться стоящими на пути человеческого счастья. И мы не уполномочены изменять закон в зависимости от ситуации. Лично я считаю, что ответственность за образование молодых людей в таких вопросах лежит на их родителях. И особенно отец, являющийся коhэном и передавший своему сыну этот титул, имеет моральную обязанность объяснить ему, что значит быть коhэном. Конечно, есть привилегии – коhэна первого вызывают к Торе, но есть также и обязанности. Такие, как очень тщательный выбор брачного партнера. Всей этой боли и страданий можно было бы совершенно точно избежать, если бы мы образовывали наших детей. Задолго до того, как они влюбятся, родители должны предупредить детей о том, что нужно быть избирательными в плане того, с кем встречаться. Точно также, как не бывает смешанных браков, если им не предшествуют "смешанные" свидания, ни один коhэн не страдал бы от невозможности вступить в брак, если бы встречался только с теми девушками, на которых мог бы жениться. Не должно быть, чтоб он слышал о таких вещах впервые, придя к раввину для согласования даты свадьбы. Сегодня институт брака крайне слаб. И весьма сложно оставаться в позитивной статистике. Если Тора говорит нам, что тот или иной союз некошерен, то вместо того, чтобы возмущаться, мы должны рассматривать это так, будто сам Всевышний спустился и прошептал нам на ухо добрый совет: "Поверь мне; этот человек не для тебя". Иногда мы думаем, что Тора стоит на пути нашего счастья, но на самом деле все наоборот. В долгосрочной перспективе она защищает обе стороны от совершения серьезной ошибки, имеющей далеко идущие последствия. Статус коhэна – это не то, что можно купить за деньги. Это особое, великое благословение. Давайте сделаем все, чтобы наши дети никогда не воспринимали это благословение как проклятье.



Личные истории

17.11.2013
Такие разные МЫ
Ализа Хаузман

«Вы такие разные!» - сказала нам моя подруга, слушая, как мы обсуждаем американские горки, которые мой муж ненавидит, а я, в свою очередь, обожаю. Мы улыбнулись ей в ответ. Несмотря на все наши различия, у нас есть общие жизненные принципы, цели, мечты.

Моя мама, которая была родом из России, где было принято готовить соленую гефилте фиш, наперекор традиции готовила сладкую, так как она больше нравилась папе. Когда моя сестра задавала отцу вопрос по предмету, который она изучала, он всегда говорил: «Иди, спроси маму. Она разбирается в этом лучше, чем я».

В тот же день я просматривала свои фотографии с той поездки по Беларуси. Там была она. Фотография имени, написанного рядом с моим,  на стене в Бейт ХаБаДе. «Ави Рихлер 2005».